В буддийском пантеоне после будд и бодхисаттв на третьей ступени находятся видья-раджи (на санскрите - Vidyarāja), что означает Владыка секретного знания, японцы называют их Мёо, это божества, защищающие разумных существ от демонов. Согласно буддийским представлениям, видья-раджи являются гневными ипостасями будд и защитниками буддизма. В частности, пять видья-радж являются защитниками пятерых будд высшей мудрости. Их изображают обычно с гневными лицами, часто они имеют синюю кожу, много рук, а иногда несколько лиц или ног. В руках они сжимают оружие, их обвивают змеи или языки пламени. Пять великих Мёо - это Фудо, Gōzanze, Gundari, Daiitoku и Kongōyasha. В буддийской школе Сингон защитником и гневным ипостаси будд высшей мудрости в центре является Фудо (санскр. Acalanatha, Ачаланатха), это эманация Дайнити (санскр. Вайрочана), остальные Мёо отвечают за восток, юг, запад и север. 
 
 
 
 
Фудо Мёо на горе Коя
 
 
 
Фудо Мёо – главное божество ямабуси. Вообще-то последователи сюгэндо поклоняются самым разным богам и буддам, у разных объединений ямабуси, сложившихся вокруг разных священных гор, есть свои предпочтения. Но все они поклоняются Фудо Мёо. В буддизме Фудо Мёо (Fudō myō) имеет еще одно имя, на санскрите он также известен как Акала (Acala) и считается одним из тринадцати Будд в Японии и, как правило, вызывается первым для духовной защиты. Фудо Мёо - одно из добрых божеств буддийского пантеона, отгоняющее злых духов. Традиционно Фудо Мёо изображают сидящим на огромном камне, за спиной у него языки пламени, в правой руке меч, в левой сеть, выражение лица грозное. Он считается также богом огня. Неподвижно сидя среди пламени, Фудо Мёо символизирует стойкость. Одет в лохмотья, имеет один клык, который направлен вверх, а другой направлен вниз. Его статуи, как правило, размещены вблизи водопадов и глубоко в горах, в пещерах. Несмотря на свой ​​грозный вид, его роль заключается в помощи всем живым существам, показывая им учения Будды. Его считают покровителем и помощником в достижении цели.
 
 
В отличие от христианства в буддизме очень много будд, считается, что их число безгранично. Все будды делятся на 4 группы. Собственно будды (татхагаты), по японски их называют буцу. Они вращают Колесо Дхармы, но их учение непонятно людям. Ступенью ниже находятся бодхисаттвы (босацу), которые достигают просветления, но буддами не становятся и проповедуют живым существам истинный Закон Будды. У бодхисаттв выражения лиц спокойные, это святые, которые ведут за собой живые существа с помощью силы сострадания и по указу будд занимаются просветительской деятельностью. Еще ступенью ниже находятся Мёо, у них грозный вид, который устрашит любого. Свой гневный лик они показывают самым плохим живым существам, которые глухи к учениям бодхисаттв, спасают их, хотя и заставляют их трястись от страха. Они силой спасают живых существ, которых трудно обратить, это – проявление жалости Мёо. Четвертую группу составляют Боги (тэн), которые изначально были брахманистские и индуистские божества, но позже они вошли в пантеон буддизма и проповедуют Закон Будды, когда хотят. Боги являются старшими над людьми и легко становятся советчиками людей.
 
 
Среди собственно будд главное место занимает Дайнити, у которого есть посланцы, которые проповедуют Дхарму и спасают живые существа. Представителем Дайнити и является Фудо Мёо. Именно он вращает Колесо Дхармы по указу Дайнити, при этом он – превращенное тело Дайнити. Японцы издревле верили в него как в будду, творящего чудеса. В храмах школы Сингон статую Фудо Мёо устанавливают слева от изваяния будды Дайнити, справа помещается изображение Кукая. Фудо Мёо символизирует мудрость Дайнити, а Великий Учитель Кобо – сострадание.
 
 
Глаза Фудо Мёо зло сверкают, а грозная поза говорит о готовности уничтожить все злые силы, вредящие буддийскому учению. Хотя он изображен в реалистической форме, его нет нигде на земле. Он - символический защитник буддизма. Кто становится просветленным и ведет свою жизнь по примеру Фудо Мёо, уничтожив все свои заблуждения, не коснутся злые духи. Фудо Мёо - символ недвижимости ума и тела, он слуга Дайнити. Какую бы грязную работу Фудо Мёо ни выполнял, он всегда полон решимости продвигаться вперед сам и вести за собой живые существа. Он принимает облик слуги с гневным лицом, чтобы вывести на правильный путь самых плохих людей, которых невозможно спасти силой сострадания бодхисаттвы. Фудо Мёо острым мечом рубит врагов-заблуждения, а сетью ловит плохих людей и пробуждает в них мысли о вере. За спиной Фудо Мёо языки огня. Огонь сжигает все заблуждения и плохую карму. Возможно, это огонь ада. И Фудо Мёо стоит у входа в него, чтобы не дать живым существам упасть в него. Буддисты верят, что попавших в ад спасти невозможно. Поэтому вместо живых существ, падающих в него, Фудо Мёо сжигает себя в адском огне. Фудо Мёо пребывает на огромном камне, и этот камень символизирует то, из чего создан ад, где ничего не рождается. Это символ того, что, находясь в аду, невозможно стать буддой, и если человек попадет в ад, спасения для него уже нет.
 
 
В восточной части Киото есть Храм Чистой воды. Это буддийский храмовый комплекс, на его территории есть небольшой водопад. Этот храм - один из самых популярных в Японии, его посещают ежедневно тысячи туристов и паломников, чтобы помолиться изваянию одиннадцатиголовой Каннон и выпить воды из священного ручья. Ни один человек, пришедший в храм, не минует ритуальный водопад, прозрачной воде которого храм и обязан своим именем. Водопад охраняет божество Фудо Мёо, которое своим отталкивающим обликом отпугивает злых духов. Многие совершают обряд омовения этой водой, вознося молитвы Фудо Мёо. Этот ритуал очищения сулит просветление душе, и добрый дух богини Каннон принесет чувство покоя и умиротворения, ощущение единения с ней.